Британские королевские ВВС над Мурманском Печать

65-летию Великой Победы посвящается

Примером боевого сотрудничества СССР с союзниками по Антигитлеровской коалиции в литературе обычно называют французскую эскадрилью "Нормандия-Неман". И даже в серьезных научных изданиях не всегда можно прочитать о двух английских эскадрильях, защищавших небо над Мурманском, о других боевых операциях британской авиации, в которых задействовались базы под Архангельском и Мурманском, о челночных перелетах союзных бомбардировщиков, выполнявших бомбардировку объектов на территории гитлеровской Германии, на аэродром под Полтавой.

Да, можно много и долго говорить о различных военно-политических аспектах сотрудничества с Великобританией в годы Великой Отечественной войны.

Но, так или иначе, оно способствовало ускорению победы над фашистской Германией, в т.ч. здесь, в небе над русским (тогда советским) Заполярьем. 

Чествуя своих ветеранов, вынесших на своих плечах всю тяжесть войны 1941-45 годов, давайте вспомним и тех, кто сражался с ними по одну сторону баррикад. Нас не убудет, если мы признаем, что в блеске медали "За освобождение Советского Заполярья", несомненно, есть и толика сияния кокард с фуражек британских летчиков.

  * * *

Известно, что начало этому сотрудничеству положило выступление по радио У. Черчилля спустя буквально несколько часов после того, как германские войска осуществили нападение на Советский Союз. За политической декларацией о взаимопомощи последовало советско-английское соглашение от 12 июля 1941 г. о совместных действиях в войне. СССР, который в первые дни войны потерял большую часть своей авиации, отчаянно нуждался в новых военных самолетах.

С 29 июля 1941 года в Англии на военно-воздушной базе в Леконфилде началось формирование и комплектование 151-го авиакрыла Королевских ВВС Британии. В ее состав вошли 81-я и 134–я эскадрильи под командованием лейтенанта Энтони Рука и лейтенанта Энтони Миллера соответственно, а командование крылом было поручено Рэмсботтом-Айшервуду. Боевая задача создаваемого авиакрыла – обеспечение обороны главной военно-морской базы в Мурманске и проведение воздушных операций во взаимодействии с советскими войсками, дислоцированными на Кольском полуострове, в связи с чем это авиационное подразделение с момента появления на Севере Советского Союза формально было передано "под общее командование" командующего ВВС Северного флота, которым тогда являлся генерал-майор Кузнецов. Кроме того, в задачу крыла входило обучение советских летчиков полетам на английских истребителях типа харрикейн и передача своей материальной части (самолетов) советской военной авиации.

151-е авиакрыло было переправлялось в СССР на борту транспортного судна Зáмок Лланстефен в составе каравана «Дервиш», который стал первым конвоем серии Пи-Кью, и на борту эскортного авианосца Аргус.

Первыми на аэродроме Северного флота Ваенге, расположенном в нескольких десятках километров севернее Мурманска, оказались 24 английских пилота, которые с 18 августа следовали на авианосце; перелет из района Баренцева моря до Кольского залива состоялся утром 7 сентября 1941 года. 11 сентября первые 16 самолетов были уже опробованы в воздухе, а летчики начали ознакомление с условиями районов, в которых предстояло вести боевые действия.

С караваном «Дервиш», который показался на траверзе Архангельска 30 августа, были доставлены 15 харрикейнов . Здесь их следовало собрать, а затем совершить самостоятельный перелет в Ваенгу. 4 сентября сборочная бригада из 30 авиационных техников под командованием лейтенант-инженера Гиттинса приступила к выполнению задачи, с которой, несмотря на трудности, быстро справилась. 12 и 15 сентября англичане перегнали 9 и 6 самолетов соответственно, вылетев по маршруту Архангельск-Ваенга с посадкой для дозаправки в Африканде. Таким образом, с 16 сентября под Мурманском собрались все 39 самолетов 81-й и 134-й эскадрилий 151-го авиакрыла английских ВВС.

Но англичане повстречались с асами 5-й воздушной армии Люфтваффе, дислоцированной в Северной Норвегии, уже 12 сентября. В первом же бою, который произошел в районе Печенги (тогда еще Петсамо), были сбиты 3 мессершмитта Bf109E и поврежден самолет-разведчик Hs126.

Англичане тоже понесли урон. Немецкие летчики подбили самолет, который пилотировал сержант Н.Смит, и пилоту не удалось открыть фонарь поврежденной кабины, чтобы выпрыгнуть с парашютом. Полагают, что он попытался осуществить аварийную посадку на вражеской территории, где и погиб. Это была единственная боевая потеря британцев в небе над СССР.

Английское авиакрыло выполняло задачи по сопровождению и прикрытию советских бомбардировщиков, осуществлявших бомбардировку вражеских объектов за линией фронта, т.е. на территории Финляндии, воздушное патрулирование и перехват немецких самолетов, пытающихся наносить удары по советским войскам и по Мурманску. За короткий промежуток времени – 2 месяца - англичане успели отлично показать себя и свои самолеты. Соотношение потерь крыла и потерь противника составило 1:15. Самолеты 81-й эскадрильи вылетали на воздушное патрулирование вплоть до 8 октября, но, с ухудшением погоды и ввиду сокращения светового дня, эти вылеты стали последними.

Успешно была решена и вторая задача пребывания в Советской России: обучение советских летчиков управлению новыми машинами. Эту задачу решала, главным образом, 134-я эскадрилья. Первыми русскими пилотами, поднявшимися в воздух на английских харрикейнах, стали прославленные асы Заполярья генерал-майор Кузнецов и капитан Сафонов. Кузнецову один из запасных самолетов 81-й эскадрильи с номером 01 был передан еще 25 сентября. В конце сентября при крыле уже была образована учебно-тренировочная эскадрилья, в которую в качестве инструкторов были введены советские летчики капитаны Рапутсоков, Сафонов, Кухаренко и старший лейтенант Яковенко.

13 октября в связи с прекращением боевых вылетов 81-я эскадрилья начала передавать свои самолеты советской стороне, 18 октября - 134-я эскадрилья. 36 уцелевших из первых 39 самолетов 151-го АК составили на Северном флоте "эскадрилью харрикейнов № 1". 
Уже 26 октября был открыт первый боевой счет: советский летчик, управлявший харрикейном бывшего 151-го авиакрыла, сбил в бою Мессершмитт -110. 31 октября над полуостровом Рыбачий успешно провел бой с Ю-88 первый из харрикейнов, собранных уже советскими техниками. Только с первыми арктическими конвоями в СССР было поставлено более 100 харрикейнов.

Последние английские пилоты и технический состав 151–го авиакрыла покинули Мурманск 16 ноября. Над палубами кораблей, где стояли английские летчики, возвращающиеся домой, пронеслись харрикейны под командой Героя Советского Союза капитана Сафонова. Они летели строем "Hendon Formaggers", которому научили их англичане. Так советские пилоты показали свою благодарность союзникам за помощь.

В конце ноября 1941 года командир крыла Рэмсботтом-Айшервуд, комэски Рук и Миллер, а также сержант Хау были представлены к высоким советским наградам – награждению Орденом Ленина, которые и были им вручены в марте 1942 года советским послом в Лондоне Майским. Командир группы технического обеспечения лейтенант-инженер Гиттинс также был представлен к награде - в 1944 году ему был вручен орден Красной Звезды.

Составил Е.Белокопытов

История Российского Севера