Главная Займемся делом по-настоящему
Займемся делом по-настоящему Печать E-mail

Уходящий год, в котором возродили Комитет по рыболовству, можно назвать переломным для рыбной отрасли

Это только на первый взгляд изменение незначительное: было на Северном бассейне территориальное управление Росрыболовства, стало – Госкомрыболовства. На самом же деле, это переименование означает без преувеличения переломный момент в деятельности отечественного рыбопромышленного комплекса, столь долгожданный для подавляющего большинства промысловиков и работников всех береговых предприятий отрасли – возрождение Государственного комитета по рыболовству.

Что это даст для развития рыбной промышленности?

Об этом наш разговор с руководителем Баренцево-Беломорского территориального управления теперь уже Госкомрыболовства Валентином Балашовым:

- Уходящий год, в котором, наконец-то, возродили Комитет по рыболовству, можно назвать в какой-то степени переломным для отрасли или это так, очередное чисто техническое реформирование?

- Я лично считаю, что за последние, по крайней мере, десять лет решение о возрождении Комитета – самое важное и даже историческое для рыбной промышленности. Этим решением Президента фактически ставится точка периоду раздробленности и непрекращавшегося демонтажа системы государственного управления отраслью. После выхода в свет Постановления РФ № 773 пришло время «собирания камней» и выстраивания понятной для рыбаков, цельной, работоспособной системы государственного управления. Такой, где можно сразу решить все вопросы, начиная от выработки нормативно-правовых актов, принятием необходимых оперативных управленческих решений по регулированию рыболовства и заканчивая надзором за их исполнением.

По большому счету, мы пришли к тому, от чего некогда ушли, не продумав хорошенько, зачем. И, наверное, с исторической точки зрения это было неизбежно. Да, была в стране этакая либеральная эйфория, этап исканий и экспериментов. Но сегодня люди понимают, что получилось что-то не то, пора серьезно браться за дело. Воссоздание Комитета ко многому обязывает не только тех, кто работает в самой структуре Госкомрыболовства, кто занимается вопросами рыбопромышленного комплекса в органах исполнительной власти на местах.

Одновременно это накладывает дополнительную ответственность и на пользователей, рыбопромышленников. Им в период становления новой системы надо выдвигать больше конструктивных и конкретных предложений, а не впадать в крайности, мол, вот тут еще ничего не создано, здесь ничего не изменилось. Есть у нас, к сожалению, любители таких «осознанных истерик» для достижения сугубо личных целей. Единый орган управления рыбным хозяйством создан. И сейчас нам всем, «засучив рукава», надо помогать воплощению в жизнь этой мечты, чего так долго, собственно и добивались рыбопромышленники страны, представители общественных организаций и профессиональных объединений отрасли.

- У территориального управления могут быть или, может, уже есть какие-то свои первоочередные планы действий в новых условиях?

- Мы не являемся каким-то отдельно плывущим кораблем, территориальные управления - а их 19 по всей стране - часть единой структуры Госкомрыболовства. На стадии утверждения (разговор состоялся в конце ноября – А.П.) в Положение о территориальных органах Госкомрыболовства, в которое по сравнению с аналогичным документом, регулировавшим деятельность упраздненного Федерального агентства, внесены дополнения, расширяющие их полномочия. В том числе в части оперативного регулирования, выдачи разрешений на промысел как во внутренних водоемах, так и в открытом море. Кроме того, это касается и охраны водных биоресурсов. То, чем до последнего времени занимался Россельхознадзор, а ранее – Мурманрыбвод. Теперь эти функции полностью передаются территориальным управлениям Госкомрыболовства вместе с инспекторским составом, соответствующей материально-технической базой, которую к тому же необходимо будет обновлять.

- Рыбаки были не на шутку встревожены попытками некоторых депутатов Госдумы «протащить» среди поправок к Закону о рыболовстве возможность возрождения аукционов. Если это так, то в каком виде?<

- В ноябре Госдума приняла в третьем, окончательном чтении Закон о внесении поправок в Федеральный закон о рыболовстве. В нем, уже с учетом вновь внесенных поправок, нет такой нормы, которая обязывала бы пользователей при перезаключении договоров на доли в 2008 году (вступающие в силу с 2009 года сроком на 10 лет) заново идти на аукцион и платить там огромные деньги за право вылова водных биоресурсов. Да и долями, как и раньше, они будут наделяться по историческому принципу. Но одновременно в Законе содержится и ряд условий.

В частности, долями будут наделяться пользователи, имеющие на балансе суда и именно под российским флагом. Таким образом будет сведена к минимуму возможность получения квот иностранными компаниями и российскими компаниями-фантомами, не имеющими своего флота. Все мы прекрасно знаем, как распределялись квоты в 2004 году. По сути, шла откровенная, я бы даже сказал, узаконенная торговля государственными ресурсами. Такого больше не будет.

Доли на квоты будут распределяться между традиционными пользователями в зависимости от их удельного веса в общем вылове рыбы за 4 прошедших года. Если они работали на Северном бассейне, то и дальше смогут здесь работать вне зависимости от того, зарегистрированы они в Мурманской области или нет. Правда, сегодня так жестко пока вопрос не стоит. Важнее для рыбаков другое: чтобы процесс выдачи разрешений на промысел остался таким же, каким он был раньше. То есть, разрешения можно будет получать в Мурманске, где будет копиться соответствующая база данных на пользователей без различия места их регистрации: в Мурманске расположен отраслевой центр мониторинга, отвечающий за сбор оперативных данных по вылову рыбы, Пограничное управление, обеспечивающее контроль рыболовства в открытом море. Кроме того, все рыбаки знают, что десятилетиями в Мурманске располагались конторы многочисленных рыболовецких компаний самых разных областей Северо-Запада России. Сама жизнь предложила именно такую форму государственной организации промысла, удобную для рыбаков.

- У территориальных представительств Госкомрыболовства прибавилось полномочий, но вместе с тем и забот. И все же, каково Ваше мнение – легче будет работать при едином хозяине отрасли – Госкомитете?

- Однозначно, — легче. Хотя бы потому, что куда меньше времени будет уходить на всякого рода согласования. Как ведь раньше было: Минсельхоз издавал нормативно-правовой документ, Федеральное агентство по рыболовству его исполняло. Наконец, Россельхознадзор контролировал и надзирал. Охраной водных биоресурсов по-настоящему вообще никто не занимался, этот термин просто отсутствовал вовсе. Теперь, когда все эти функции сосредоточены в едином сильном ведомстве, любой процесс пойдет несоизмеримо быстрее.

Взять для примера рыбопромысловые участки. Казалось бы, в Законе все прописано. Субъект Российской Федерации составляет и утверждает перечень, согласовывает в Минсельхозе, и вроде бы все — можно работать. Что же на практике? 2007-й год на исходе, но до сих пор нет всех документов, которые позволяли бы начать закрепления рыбопромысловых участков за пользователями. Вот яркий показатель того, как тупо, долго и неэффективно действует раздробленная административная система управления.

Теперь все будет гораздо проще. Госкомрыболовства издает необходимый нормативный акт, он же поручает своим территориальным управлениям его исполнять и он же контролирует это дело. То есть, элементарно ускорится решение любого вопроса.

Это относится и к другой наболевшей у рыбаков теме – минимальные промысловые нагрузки на одно промысловое судно. Что получалось: например, краболовы купили на аукционах право на промысел просто за безумные деньги, а затем неожиданно Минсельхоз выпустил нормативный акт, по которому «минималка» на судно, осуществляющее вылов краба, составляет 200 тонн. В результате промышленник потратил сумасшедшие, повторюсь, деньги, а выйти в море не может — не дают разрешения, так как у его судна возможностей только, условно говоря, на 30 тонн. Искусственно созданным вышеуказанным актом «малышам» предлагают объединяться. Но это в теории гладко, а на практике не так все просто. Так что будут теперь пересматриваться и, возможно, утверждаться новые нормативные акты и по данному вопросу.

— Наконец, самое главное теперь – с кого конкретно будет спрос? Если раньше чиновнику каждой из трех «составляющих» управленческого аппарата рыбной отрасли можно было кивать на соседа: мол, это они там тянут с решением вопроса, то теперь подобная ситуация невозможна в принципе. Будет конкретный исполнитель — Госкомрыболовства, отвечающий за принятие решения «от и до». 
Конечно, месяца два сейчас пройдут в «режиме ручной настройки». Но, уверен, что с помощью самих рыбаков, их понимания ситуации, мы пройдем неизбежный первоначальный этап утряски как можно быстрее и займемся, наконец-то, делом по-настоящему.

Беседовал Андрей Попов

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 12 2007 г.

Еще статьи на тему "Рыболовство":

Предложения по традиционному рыболовству

Письмо заместителю руководителя федерального агентства по рыболовству В. В. Рисованому

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 6 апреля 2010 г. № 301 г.

Итоги работы российско-норвежской комиссии по рыболовству

Заседание коллегии Федерального агентства по рыболовству


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.14.142.115

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .