Приложение 14 Печать

Приложение 14

Улицы города Мурманска, названные в честь моряков-рыбаков

1. Улица Капитана Орликовой.

Валентина Яковлевна Орликова (1915-1986 гг.) - первый Герой Социалистического Труда Мурманского тралового флота (УПВС СССР от 7 марта 1960 г.). В её честь названо и современное крупнотоннажное промысловое судно типа «Моонзунд», проект 1488, порт постройки Штральзунд. «Капитан Орликова» эксплуатируется в «Азчеррыбе».

2. Улица Капитана Маклакова.

Андрей Яковлевич Маклаков (1904- 1976 гг.) - старейший капитан промысловых судов Мурманского тралового флота, Герой Социалистического Труда (УПВС СССР от 13 апреля 1963 г.) - работал по методу Гагановой: переходил на отстающие суда и выводил их в передовые. Его именем было названо современное рыбопромысловое судно типа «Горизонт», проект 1386, порт-судостроитель Николаев, завод «Океан».

МА-0058 «Капитан Маклаков», порт приписки Мурманск, судовладелец Мурманский траловый флот, два десятилетия бороздил голубую ниву от полюса до полюса.

3. Улица Капитана Копытова.

Степан Дмитриевич Копытов (1886-1970 гг.) - зачинатель тралового промысла в нашей стране, патриарх капитанов, отличный поисковик, капитан многих промысловых и поисковых судов. Суда под его командованием не знали пролова. В 1925 году он открыл новый промысловый район на Северном склоне Центрального района в Баренцевом море, названный в его честь Копытовской банкой.

4. Улица Капитана Егорова.

Александр Александрович Егоров (1902-1957 гг.) - капитан промысловых судов Мурманского тралового флота и «Мурмансельди», кавалер двух орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Впервые о нём громко заговорили в 1935 году при награждении орденами 12-ти лучших рыбопромысловиков Севера, среди них и он, А. А. Егоров, капитан РТ-45 «Двина». В 1941-1942 гг. - командир ТЩ-37 Северного флота.

5. Улица Капитана Буркова.

Константин Лаврентьевич Бурков (1906-1964 гг.) - капитан промысловых судов Мурманского тралового флота. В море с 14 лет. Капитаном назначен в суровых 1920-х годах. Первая его награда от А. И. Микояна в 1930-х годах - часы-луковица, затем серебряная посуда. С началом ВОВ его семья сдала в фонд обороны страны и часы, и посуду. В 1940 г., в финскую войну, он по личной просьбе ушёл на войну. Первым прорвался и стал на причал Петсамо (Печенга), разминировал причал. За разминирование смельчак награждён орденом Боевого Красного Знамени. А в разгар ВОВ, 24 июля 1943 года, «Полярная правда» писала: «Кто в траловом флоте не знал коробки, на которой плавал Константин Лаврентьевич Бурков. Бывалый моряк, он ходил в широкие просторы Баренцева моря не только промысловиком, но и исследователем. Море учило его, и он был прилежным учеником».

В один из последних налётов на корабль напали семнадцать самолётов врага. Бомбы ложились у самого борта, и вода бурлила, как кипяток.

Ни одна из брошенных бомб не угодила в корабль. Бурков умело маневрировал, не прекращая огня по машинам противника.

После одного из сражений Буркова доставили в госпиталь с ранением, но ненадолго, и снова в строй, на корабль, который, подстать капитану, всегда был боевым.

Орден Ленина, орден Отечественной Войны 1-й степени, два ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу». Он очень дорожил этой медалью, говорил: «Это солдатская. Она даётся за личную храбрость». В 1950 г. Бурков - начальник «Промразведки». Имея право на пенсию по ранению, он сказал жене: «Ты уж не обижайся. Я эти деньги получать не могу и не буду».

6. Проезд Капитана Тарана.

Андрей Филиппович Таран знаменитый капитан промысловых судов тралового флота. Делегат XXI съезда КПСС, депутат ВС РСФСР. Награждён орденами: Отечественный войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». Он более 40 лет отдал морю. После Херсонского мореходного техникума ходил штурманом и десятилетия - капитаном и капитаном-директором. Одно время он был руководителем «Мурманрыбы», но море вновь потянуло его к себе. Он умер в 1960 году на капитанском мостике большого морозильного рыболовного траулера (БМРТ) МБ-0256 «Серафимович» (типа «Пушкин», порт постройки Киль), по возвращении судна из гарантийного ремонта в городе Киль. Умер после постановки судна на якорь в Кольском заливе порта Мурманск - остановилось сердце.

Долгие годы ходил на промысел в океан большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) МБ-0351 «Капитан Таран», типа «Маяковский» (порт постройки Николаев, завод «Океан»), порт приписки Ленинград.

7. Улица Адмирала Шабалина.

Александр Осипович Шабалин, контрадмирал, дважды Герой Советского Союза, катерник. Начинал морскую службу в Мурманском траловом флоте помощником тралмейстера, ходил тралмейстером, штурманом, старшим помощником капитана. В его честь названо современное промысловое судно типа «Моонзунд» (место постройки Германия, Штральзунд) - «Адмирал Шабалин».

Океанская вахта