Откуда покупать: с Севера или Востока? Печать

На этот вопрос существует лишь один ответ: с Севера и Востока

Germany is the fifth largest economic state in the world? The one of the leading countries of the EC. Its requirements on crude oil and natural gas are enormous. But Germany is not rich of natural resources. Brown coal is the only sources. Brown coal is the only source of raw materials that suffices in the area. That`s why the demands are satisfied by import, the main part of which goes from Russia and Norway, that are the world`s leading oil and gas exporters. The economies of these depend on each other.
Thus Russian oil, gas and coal make up 18% annually country`s consumption of energy. Norway takes the second place, its supply forms 11%. Both Russia and Norway are interested in maintenance of well-developed trade relationships with Germany. The future perspectives promises more plentiful. However Norway has an extensive cultural relationship with Germany and its`s integrated in the EC. And according to the government policy directed towards friendly relations with basic suppliers of energy, both East and North will continue playing an important role in Germany.

Олег Андреев, профессор Балтийского института экологии, политики и права,

Баренц центр социальных исследований, Мурманск

Матиаас Спиес, докторант факультета региональных исследований университета Йоенсуу (Финляндия)
Анна Милина, ресёчер кадрового консалтингового агентства «Андреев и партнёры»

Анализ поставок нефти и газа в Германию из Норвегии и России

Германия — пятая крупнейшая экономическая держава в мире, одна из ведущих стран Евросоюза. Её потребности в сырой нефти и природном газе огромны. Удовлетворяются эти потребности, в основном, за счет импорта.

Россия и Норвегия, в свою очередь, являются одними из ведущих экспортеров нефти и газа в мире.

Экономики этих трех стран зависят друг от друга, и в связи с этим интересен анализ энергетического рынка Германии.

Современная ситуация на энергетическом рынке Германии

По показателю потребления первичной энергии Германия занимает пятое место в мире после США, Китая, России и Японии.
Многие факторы влияют на потребление энергии в Германии. Среди наиболее значимых - сезонные и климатические факторы, численность населения, количество и размеры домовладений, количество автотранспортных средств, степень загрузки производственных мощностей. Хотя численность населения страны снижается, остальные основные факторы имеют постоянную тенденцию медленного роста. Несмотря на это, потребление энергии в Германии немного сократилось в 90-х гг. прошлого века.
Причина этого снижения заключается в высокой эффективности использования, малых потерях энергии. Коэффициент энергетической интенсивности (отношение потребления первичной энергии к валовому национальному продукту) из года в год постоянно снижается. Однако в Германии в ближайшей и дальней перспективе всегда будет стабильный спрос на энергию. Табл.1 показывает потребление энергии в различных секторах экономики Германии.

Табл.1 Потребление энергии в секторах экономики Германии в 2000 г. (Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologie 2002, 12)

Транспорт 29,80%
Жилищный и коммунальный сектор 27,70%
Промышленность 26,40%
Строительство, торговля, обслуживание 15,80%
Оборонный сектор 0,20%
Прочее 0,10%

Потребление различных видов энергетических ресурсов в Германии неодинаково и постоянно меняется в течение последних десятилетий. В последние 30 лет нефть прочно стала основным энергетическим источником. Она сохранит свои доминирующие позиции в среднесрочной перспективе. Доли нефти в потреблении первичной энергии в 2020 г. составит 41% по сравнению с 38,5% в 2001 г.

Второе место на энергетическом рынке Германии занимает природный газ, его доля составляет 21,5%. Планируется также постоянное увеличение его доли до 28% в 2020 г. Потребление каменного и бурого угля из года в год существенно сокращается, их доля в потреблении в 2020 г. планируется на уровне 10-15%. Еще более значительное сокращение будет в использовании ядерной энергии. Благодаря принятию ряда политических решений её доля должна снизиться до 4% в 2020 г. Доля ветровой, солнечной и гидроэнергетики будет возрастать. Однако их позиции в абсолютных цифрах очень незначительны, поэтому их рост к 2020г. планируется на уровне 2-3% от всего рынка энергии Германии.

Отличительной особенностью энергетического рынка Германии является крайне высокая степень зависимости от импорта (табл. 2). Германия небогата природными ресурсами. В стране имеются только достаточно значимые месторождения каменного и бурого угля. Доля запасов по каменному углю составляет 5% от мировых, а по бурому углю даже 18%. Поэтому только бурый уголь имеется в достаточном количестве из собственных источников сырья.

Табл.2 Доля импорта энергоносителей в Германию в 2001 г.

Нефть 98%
Природный газ 78%
Ядерное топливо 100%
Каменный уголь 55%
Бурый уголь 1%
Другие 3%
Россия является самым важным поставщиком энергетического сырья для Германии. Российская нефть, газ и каменный уголь составляют 18% ежегодного потребления энергии в стране. На втором месте находится Норвегия, чьи поставки нефти и газа составляют 11%. Далее следует Великобритания с поставками нефти и газа — 7% и Нидерланды с поставками газа — 5%. На оплату импорта энергетического сырья в 2001 г. было потрачено 48 млрд евро, что составило 9% от общей стоимости ввезенных товаров.
По потреблению сырой нефти ситуация приведена в табл.3.

Табл.3 Импорт нефти в Германию из других стран в 2000 г. (Federal Ministry of Economics and Technology 2002, 100)

Россия 28,80%
Норвегия 17,90%
Великобритания 12,60%
Ливия 11,40%
Сирия 6,80%
Алжир 6,30%
Саудовская Аравия 4,40%
Казахстан 3,30%
Другие страны 8,50%
Рынок природного газа в Германии состоит на 78% из импорта и 22% собственной добычи, составляет ежегодно 84 млрд кубометров. По добыче газа Германия занимает 4-е место в Западной Европе. Большинство месторождений находится на северо-западе страны, в земле Нижняя Саксония. Импорт осуществляется из 6 стран: России, Норвегии, Нидерландов, Дании, Великобритании и Польши (табл.4). Россия является самым большим поставщиком газа, она значительно доминирует в Германии. Три основных поставщика дают 95% всего импорта газа. Все поставки газа осуществляются на основе долгосрочных правительственных соглашений.

Табл.4 Импорт природного газа в Германию из других стран в 2000 г. (Federal Ministry of Economics and Technology 2002, 97)

Россия 45,70%
Норвегия 26,70%
Нидерланды 22,10%
Дания 3,20%
Великобритания 2,20%
Польша 0,10%

Контракты заключаются обычно на двадцать и более лет, а иногда рассчитаны до 2030 г. Основными секторами потребления природного газа в Германии являются жилищное и коммунальное хозяйство- 49%, промышленность- 25%, производство электроэнергии на тепловых станциях- 12% (Ruhrgas 2002, 2).

Энергетическая политика Германии

Энергетическая политика Германии формулируется в специальных государственных программах с 1973 г., которая корректировалась в 1974, 1977 и 1981 гг. Следующими документами являются энергетический отчет от 1986 г., а также директивы по энергетической политике в объединенной Германии от 1991 г. Самым последним правительственным документом является отчет по устойчивой энергетической политике для нужд будущего от 2001 г.

Эту политику в федеральном правительстве Германии определяло Министерство экономики и технологии. После последней реорганизации оно стало называться Министерством экономики и труда, став укрупненным с расширенными полномочиями. Политика в области энергетики получила название «устойчивой энергетической политики». Министерство определило три основные цели: экология, безопасность поставок и экономическая жизнеспособность. Естественно, министерство стремится соединить и оптимизировать реализацию трех целей (Federal Ministry of Economics and Technology 2002, 4).

Для выполнения целей энергетической политики правительство Германии определило стратегию, состоящую из различных направлений деятельности. Базовым, основным в энергетической стратегии является снижение потребления различных видов энергии. Это является общим для всех трех целей. Вместе с тем, в некоторых случаях имеются свои нюансы и детали. Согласно федеральной энергетической политике основными направлениями деятельности являются следующие мероприятия:

в области безопасности поставок:

1. усиление и развитие собственных ресурсов

2. снижение рисков импорта и долгосрочное страхование безопасности импорта

3. более умеренное и рациональное использование энергии

4. страхование технической безопасности трубопроводов, линий передач, транспорта

в области экономической жизнеспособности:

1. гарантирование разумной и эффективной системы энергического снабжения

2. защита экономических интересов Германии на внешних рынках

3. предоставление компаниям Германии новых возможностей за границей

в области экологии:

1. замена «грязных технологий»

2. бережливое и умеренное потребление энергии

3. интернационализация международных расходов на экологию

Современная правительственная программа энергетической политики базируется на обозначенных выше целях и направления деятельности. Коалиция социал-демократической партии и партии зеленых обращала внимание на энергетическую политику в период их первого правления 1998-2002 гг., она внедряла новые подходы и принципы формирования энергетики. Эти две партии заключили специальное соглашение на новый избирательный срок для продолжения своей предыдущей работы (SPD 2003).

Одним из наиболее важных изменений в энергетической политике Германии было принятие соглашения о прекращении использования ядерной энергии. Правительство и руководители АЭС подписали 11 июня 2001г. договор, который является базой для постепенного сокращения этого сектора энергетики. Согласно этом документу все атомные станции в Германии будут закрыты в течение 25 лет (Federal Ministry of Economics and Technology 2002, 17).

В центре энергетической политики коалиции социал-демократов и зеленых находится так же вопрос развития возобновляемых источников энергии. К производству такой энергии привлечено внимание общественности и рядовых жителей Германии. В марте 2001 г. эти инициативы были поддержаны Европейским судом. А федеральное правительство страны увеличило программу государственной финансовой помощи в постройке альтернативных источников возобновляемой энергии. Например, частью этой программы является кампания по установке малых солнечных батарей на крышах 100 тысяч домов Германии.

Дополнительными мероприятиями энергетической политики Германии являются предотвращение прямых и косвенных потерь энергии, регулирование рынка потребления электроэнергии, нефти и газа, интеграция Восточной Германии в рыночной энергетический сектор, предотвращение ненужных перекосов в энергетической конкуренции со странами-членами Европейского Союза, всемирная помощь в добыче угля в стране, поддержка научных исследований.

Необходимо подчеркнуть, что рамочные направления энергетической политики Германии значительно изменились именно в последние годы. Эти изменения характеризуются четырьмя ключевыми понятиями: интернационализация, устойчивость, либерализация, контроль климатических изменений. Интернационализация энергетического рынка страны базируется, в основном, на влиянии Европейского Союза на энергетическую политику. Несмотря на то, что ЕС не имеет права на определение общей энергетической политики, принят ряд мер, влияющих на внутреннее рынки стран и на свободное движение через границы товаров, особенно природного газа и электроэнергии.

Открытие и либерализация рынков газа и электроэнергии, исходя из общего курса ЕС, привели к реструктуризации энергетического рынка в Германии, к повышению уровня международной конкуренции. Международные соглашения по контролю климата также существенно влияют на обеспечение устойчивости развития страны. Особое внимание правительство Германии уделяет необходимости поддержания дружественных отношений со странами-поставщиками энергоресурсов.

Германия, Норвегия и Россия: сходства и различия

Германия является одной из ведущих экономических стран мира. Как Россия, так и Норвегия заинтересована в сохранении развитых торговых отношений с ней. Но действую они по-разному.

Одним из очевидных фактов современного времени является то, что нефтегазовая отрасль Норвегии более развита в техническом отношении в сравнении с Россией. Однако это не может мешать обеим странам быть надежными торговыми партнерами Германии. Будущие перспективы более обещающие для России, так как её запасы углеводородов более значительны.

С другой стороны, энергетическая зависимость Германии от обеих стран в настоящее время оценивается приблизительно одинаковой.
Норвегия- это западная страна. Она имеет обширные культурные связи с Германией, у них относительно схожие языки. Сегодня Норвегия интегрирована в Европейское экономическое сообщество, хотя она не является членом Европейского Союза. Отказ Норвегии войти в ЕС, подтвержденный на двух референдумах 1972 г. и 1994 г., может быть объяснен среди прочего высокими государственными доходами от нефтегазового сектора. Большинство норвежцев не хотят траты их денег на общеевропейские нужды, они предпочитают, чтобы их деньги были потрачены на рост их благосостояния.

Процесс гармонизации отношений России со многими западными странами начался очень недавно. Энергетическое партнерство между Европейским Союзом и Россией является наглядным примером такого экономического и политического сближения.

Сохраняются существеннее отличия России в области инновационных решений, внедрения передовых технологий. В Норвегии существует высокоразвитый и конкурентоспособный энергетический сектор со значительной долей новаторских внедрений.

В свою очередь, для России характерны: высококвалифицированный персонал, относительно недорогая рабочая сила, постоянная нехватка инвестиций, стареющая инфраструктура, недостаток новых технологий, особенно морских арктических разработок.

Заключение

В заключение нам хотелось ответить на вопрос, который вынесен в название этой статьи. В какую же сторону ориентирована экономика Германии в импорте энергоресурсов: на Север или же на Восток?

Анализ текущего положения дел показывает сильную взаимную зависимость всех трех стран в торговых отношениях и необходимость хороших отношений Германии с Норвегией и Россией в обеспечении энергетической безопасности.

Более того, нам очевидно, что в среднесрочной перспективе не предвидится смены приоритетов ни у какой из этих стран. Другой альтернативы, кроме как развивать и укреплять сотрудничество в области энергетики, не существует, и все последние дипломатические переговоры подтверждают это.

Поэтому на этот вопрос существует лишь один ответ: Север и Восток.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 11 2007 г.

Статьи на тему "Энергетической":

Ситуация в энергетической отрасли России в 2007 - 2017 гг.

Экспертный совет при Агентстве энергетической эффективности

Особенности функционирования топливно-энергетического комплекса

Диплом энергетического форума

Брифинг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Агентство энергетической эффективности в Мурманской области

Конференция об обеспечении энергетической эффективности

Откуда покупать: с Севера или Востока? 250076 из 300500 на основе 27900 оценок. 11562 обзоров пользователей.