А начиналось всё так (1932 - 1935 гг.) Печать

Конец 20-х - начало 30-х годов прошлого столетия в истории нашей страны были отмечены значительными, быстро происходящими качественными переменами в государственном регулировании всего народнохозяйственного комплекса. Страна начинала жить по пятилетним планам. Не был обойден вниманием и Мурманский край, входивший в ту далекую пору в состав Ленинградской области.

Местные жители, населявшие Кольскую землю, с незапамятных времен вели сезонный прибрежный лов трески, чем, в основном, и жили. Море щедро делилось с людьми своими несметными богатствами.

Кольский залив был перспективными морскими воротами в мировой океан, однако береговая инфраструктура практически отсутствовала. Стране требовался незамерзающий рыбный порт - город был объявлен всесоюзной стройкой.

На Кольский полуостров хлынул поток спецпереселенцев. В большинстве своем это были раскулаченные крестьянские семьи, главы которых слыли крепкими хозяевами и прекрасными работниками. Появилась возможность приступить к освоению колоссальных природных богатств Кольского полуострова и огромных запасов рыбы в Баренцевом море. Продовольственная проблема в стране тогда была крайне обострена. Засуха в Поволжье, неурожай на Украине, карточная система снабжения населения продовольствием - вот неутешительная картина того времени. На этом фоне 27 января 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О перспективах развития Мурмана». В Постановлении наряду с другими вопросами особое место отводилось развитию рыбного промысла, работе недавно созданного тралового флота и подготовке кадров для него.

На смену сезонному, кустарному прибрежному лову трески и пикши шла индустриальная добыча рыбы. Вместо маломерных утлых суденышек появились морские суда - траулеры, способные вести промысел в отдаленных районах Баренцева моря. Растущий рыбопромысловый флот нуждался в качественно новых квалифицированных кадрах.

Дальнейшее развитие событий в стране предопределило необходимость создания в молодом, едва отметившем свое 15-летие Мурманске специального учебного заведения, призванного готовить морских специалистов. Такое решение, скорее всего, было принято в 1931 году.
К сожалению, не удалось найти документ, подтверждающий это предположение, однако о его очевидном существовании свидетельствует тот факт, что уже 3 января 1932 года секретариат Мурманского Окружного Комитета ВКП/б/ рассматривал наряду с другими вопрос о кадровом обеспечении рыбной отрасли. О чем свидетельствует запись в протоколе № 71: «... Ускорить окончание строительства в Мурманске морского техникума и расширить контингент приема в Ленинградский рыбтехникум, развернуть сеть спецкурсов по подготовке и переподготовке кадров», а также «План мероприятий, связанных с подготовкой кадров по линии Севсоюзрыбы поставить на рассмотрение облисполкома». /Фонд П-2, дело 360, опись 1 ГАМО/.

В том же деле секретариата окружкома ВКП /б/ за 1932 год есть такая запись: «Система подготовки кадров, организуемая преимущественно через курсовые мероприятия, с отрывом значительной части плавсостава от производства с посылкой в Ленинград и Архангельск, положительных результатов не дает и не обеспечивает подготовки ведущих звеньев командного плавсостава: капитанов, старших штурманов, механиков и тралмейстеров».

На том же заседании принимается решение и даются конкретные поручения исполнителям:

«- во втором квартале 1932 года обеспечить развертывание работы мортехникума на 90 человек судоводителей и механиков, а также курсов по переподготовке штурманов и механиков на 60 человек и тралмейстеров на 30 человек;
- обеспечить окончание работ по постройке первой очереди морского техникума к 1 августа с.г. и с 1 октября открыть техникум с контингентом 300 человек: 120 судомехаников и 180 судоводителей».

Благодаря героическому труду и общим усилиям строился новый город. Немалые трудности встретились на пути создания и начала работы морского учебного заведения в Мурманске. Большому, по меркам того времени, зданию мортехникума предстояло стать третьим кирпичным домом в деревянном Мурманске. Расположившись на пересечении улиц Шмидта и Кольской, а с 1962 года улицы Книповича, здание было развернуто фасадом к Кольскому заливу. Трехэтажное строение возвели в модном в те годы стиле конструктивизма, оно походило на силуэт судна, идущего на север. Предполагалось, что в южной, «кормовой», части будет находиться столовая или кают-компания. Выше располагался спортивный, он же актовый зал. Три этажа северной части здания были предназначены для размещения учебных классов и аудиторий. В средней части возвышалась «надстройка» с мачтой для флага.

Несмотря на неоднократные решения и постановления об ускорении ввода в эксплуатацию здания мортехникума, строительство затягивалось.

Чтобы не переносить начало учебного года, аудитории для занятий предполагалось временно разместить в еще не готовых деревянных домах на Жил строе (район в юго-западной части Мурманска). Об этом периоде «болеющая» за судьбу мортехникума окружная газета «Полярная правда» писала: «Мортехникум должен был быть построен к январю 1932 года..., организация морского техникума под угрозой срыва. Только сейчас приступили к постройке двух больших деревянных домов, которые будут временно служить и общежитием для студентов, и лекционными залами».

Постройка же главного здания тем временем шла медленно. Эти и другие обстоятельства, тормозившие открытие в Мурманске мортехникума, вновь и вновь побуждали советские и партийные органы возвращаться к решению финансовых и организационных вопросов, связанных с завершением ведущихся работ.

Так, 2 апреля 1932 года был издан приказ по Народному Комиссариату снабжения Союза ССР № 215, в котором записано: «Для усиления подготовки кадров: в декадный срок пересмотреть ассигнования, намеченные в 1932 году на строительство мортехникума в Мурманске... Обеспечить достройку здания рыбтехникума в 3-м квартале 1932 года ... Обеспечить отпуск средств на оборудование лабораторий, кабинетов, мастерских и инвентаря для мортехникума с доставкой всего оборудования в Мурманск к 1 августа. Командировать к 1 августа в Мурманск на постоянную работу педагогов следующих дисциплин: судоводителей -2; механиков - 2; общественно-политических - 3; физико-математических - 3». Документ подписал народный комиссар снабжения СССР А. И. Микоян.

Спустя годы трудно сказать, насколько пунктуально были выполнены предписания того приказа, но дело сдвинулось, и работы пошли быстрее.

В июне 1932 года Мурманский морской техникум возглавил первый директор Степан Федорович Богомолов. Биографических данных об этом человеке не сохранилось, однако по его делам, по его публичным оценкам и высказываниям в печати можно утверждать, что это был энергичный, принципиальный, горячо радеющий за порученное дело человек. Неизвестна его дальнейшая судьба, но ясно, что первому всегда труднее.

Впоследствии мортехникум оценил достойный вклад первого руководителя, но в те годы трудности подстерегали С. Ф. Богомолова на каждом шагу.

Непросто было произвести первый набор. В начале 30-х годов Мурманский округ Ленинградской области насчитывал менее 40 тысяч жителей. Значительную часть составляли спецпереселенцы, которых по политическим соображениям в техникум не принимали. Молодежи соответствующего возраста, имеющей 7-, 10-летнее образование, было очень мало. В июне 1932 года газета «Полярная правда» опубликовала объявление о наборе молодежи в открывающийся мортехникум. Одновременно объявления о приеме были разосланы по городам Ленинградской области, а также в Псков, Новгород и даже по Украине. К середине 1932 года стало ясно, что план набора срывается.

Вмешался Ленинградский обком ВКП/б/. 26 июля 1932 года секретариат Ленинградского обкома ВКП/б/, державший на контроле вопрос об открытии Мурманского мортехникума, предложил Ленинградским обкому и горкому ВЛКСМ выделить из состава организации преимущественно демобилизованных краснофлотцев, не менее 150 человек, для учебы в техникуме. Документов о фактическом прибытии на учебу в Мурманск ленинградских комсомольцев, к сожалению, не сохранилось.

Нелегко было укомплектовать и преподавательский состав, в особенности по специальным предметам. С большими трудностями продвигалось строительство здания техникума.

Усилиями С. Ф. Богомолова все-таки начал формироваться педагогический коллектив. Среди первых преподавателей мортехникума были Анциферов, Канев, Лончаков, Лукин, Маковский, Семенов и Соколов, ставшие его опорой. Они много сделали для становления и организации работы учебного заведения на первых порах. План набора выполнить так и не удалось. На открывающиеся отделения было принято по 60 человек. Вскоре выяснилось, что общеобразовательная подготовка многих абитуриентов крайне низкая. Пришлось открыть подготовительные курсы.

И, тем не менее, первый учебный год на судоводительском и судомеханическом отделениях начался с небольшой задержкой во временных деревянных зданиях в ноябре 1932 года. Таким образом, временем фактического рождения Мурманского морского техникума правомерно считать конец 1932 года.

Описанные события и приведенные документы так далеки от нынешнего времени, что рассказать в деталях и хронологически достоверно нет возможности. Однако сегодня мы можем свидетельствовать, что Мурманский морской техникум фактически состоялся.

В мае 1933 года учебное здание мортехникума было в основном достроено. Правда, воды и освещения еще не было. С наступлением темного времени суток приходилось пользоваться керосиновыми лампами. Тем не менее новый 1933-1934 учебный год начался в новом здании, несмотря на то, что строители еще трудились, не завершив часть работ. К этому времени начало поступать учебное оборудование. Несколько улучшились бытовые условия жизни курсантов. Общежитие пополнилось инвентарем.

1 мая 1934 года курсанты техникума впервые получили новенькую морскую форму, что по тому небогатому времени было значительным событием. Сделать это удалось благодаря стараниям энергичного и заботливого директора техникума С. Ф. Богомолова.

Непросто налаживалась жизнь нового коллектива. Прибывшим из разных мест и в основном из бедных семей юношам трудно было привыкать к суровым правилам общежития и жестким требованиям администрации. Постепенно, благодаря стараниям педагогов, складывался новый коллектив. Курсанты активно участвовали в культурной жизни города, общественные работы сплачивали ребят, появлялось чувство локтя и понимание полезности и значимости сделанного. Это было началом зарождающихся славных традиций, связавших воедино мортехникум с жизнью города.

Вот лишь один тому пример. Зимой 1934 года в Мотовский залив зашли большие косяки сельди. «Гослов», имея только сезонных рабочих и не справляясь с планом вылова, обратился за помощью к курсантам техникума. Преподаватели и воспитанники мореходки тотчас же включились в работу. Старожил техникума, а в ту далекую пору молодой, только приехавший из Одессы преподаватель математики Сергей Александрович Сукрухо вспоминал: «В помощь бригадам «Гослова» была направлена большая группа курсантов. Меня назначили руководителем. На траулере нас доставили в губу Западная Лица. На промысле были очень рады прибытию учащихся, так как людей катастрофически не хватало. Курсанты, быстро влившись в состав работавших бригад, оказали своевременную помощь. Большая задача по вылову значительного количества сельди была успешно выполнена».

Преподаватели и курсанты были инициаторами многих культурных мероприятий, что сыграло огромную роль в создании дружного коллектива техникума. Спортивный зал мореходки, временно превращавшийся в клуб, пользовался большой популярностью у мурманской молодежи. Там курсанты устраивали вечера художественной самодеятельности, а по субботам в зале организовывались танцы, которые привлекали мурманских девушек. Поскольку зал не мог вместить всех желающих, девушки штурмом пытались брать вход в здание.

Внимательное отношение к организации досуга курсантов, развитию самодеятельности и активному творческому поиску, зародившееся в первые годы существования техникума, стало еще одной традицией, бережно хранимой и по сей день.

70 лет курсом на Север