Актуальная проблема: почему так много убыточных предприятий? Печать

В Мурманской области феномен высокой доли убыточных предприятий продолжает сохраняться уже более десяти лет

Один из наиболее важных итогов 2004 г. и первого полугодия 2005 г. для Мурманской области — существенный рост прибыли, который обеспечили в основном предприятия, экспортирующие свою продукцию на внешний рынок. Как следствие, возросли доходы консолидированного бюджета области, что позволило исполнить его с профицитом. Однако в области сохраняется значительная доля убыточных предприятий — 40% от общего числа крупных и средних организаций как по итогам 2004 г., так и первого полугодия 2005 г.

В Мурманской области, также как и в среднем по России, феномен высокой доли убыточных предприятий продолжает сохраняться уже более десяти лет. Процесс нарастания их числа возник в начале 1990-х годов. В 1992-93 гг. в стране их доля составляла около 15%, а пик пришелся на 1998 г., когда в России уже более половины предприятий имели убытки. Затем в течение трех лет их доля снижалась (ниже 40%), но по итогам 2002 г. вновь возросла, превысив 40%-ный уровень, и сохраняется таковой до сегодняшнего дня. В Мурманской области тенденции изменения доли убыточных предприятий были такие же, хотя средний уровень доли убыточных предприятий был несколько ниже.

В целом такое положение противоречит неоклассической теории фирмы и рыночным принципам конкуренции. Фирмы, терпящие убытки, должны устраняться с рынка в процессе "естественного отбора". Если собственники убыточной компании, получающие вместо увеличения уменьшение стоимости имущества, не желают ее ликвидировать самостоятельно, то закрытие должно осуществляться посредством вмешательства кредиторов при посредничестве государственных институтов. Однако такая классическая схема не срабатывает в российской практике. Доля тех убыточных предприятий, в отношении которых инициировалась процедура банкротства, в стране не превышала 3 %.

Очевидно, что существуют как общие, характерные для всей России, факторы, обусловливающие такое положение, так и специфически региональные, связанные с местными условиями, а также индивидуальные, касающиеся конкретных случаев. В числе общих факторов можно выделить следующие.

Во-первых, кризис финансовой и хозяйственной системы в стране. Первоначальный рост числа убыточных предприятий в 1990-е годы был обусловлен ломкой сложившихся хозяйственных связей, высокой инфляцией, проблемой неплатежей между предприятиями, неспособностью государства выполнять свои обязательства. В этих условиях тяжелое финансовое положение и убытки многих предприятий нельзя рассматривать как признак их неконкурентоспособности, а процедуру банкротства — как средство санации экономики. Средством сокращения числа убыточных предприятий могла быть в то время финансовая стабилизация. Не случайно пик численности убыточных предприятий пришелся на 1998 г. — год дефолта и финансового кризиса в стране. Поэтому определенную часть имеющих убытки предприятий составляли вполне дееспособные, востребованные на рынке предприятия, отрицательный финансовый результат которых был обусловлен расстройством финансовой и хозяйственной системы в стране.

Во-вторых, это стремление к декларированию искусственной убыточности. Демонстрация в финансовом отчете предприятия убытков, а не прибыли, часто рассматривается как средство минимизации налоговых отчислений. Такая политика со стороны предприятий объясняется высоким налоговым бременем и способом выживания. Существует множество способов для реализации такой политики, действуя формально в рамках закона. Умение их использовать расценивается как заслуга финансовых менеджеров. Указанный тип предприятий искажает истинную картину финансовых результатов деятельности, так как их убыточность является искусственной. В Мурманской области такая "убыточность" характерна, например, для предприятий рыбной отрасли. Согласно статистическим данным около 50% предприятий отрасли убыточны (общее число предприятий рыбной промышленности области - более 170, в том числе крупных и средних - 25). Учитывая то, что примерно половина рыбной продукции экспортируется за рубеж прямо с моря, предприятия имеют множество возможностей сбывать неучтенную продукцию, избегая налога /3, с. 117-118/.

В отдельных случаях у руководителей государственных и муниципальных предприятий, заинтересованных в их приватизации, существует мотив для демонстрации их финансовой несостоятельности как причины для смены собственника. К этому приводят также злоупотребления и нарушения финансовой дисциплины на государственных предприятиях, приводящие к их банкротству.

Например, по результатам проверки, проведенной в конце 2003 г. Счетной палатой РФ, выявлено, что государство понесло огромные потери в ходе банкротства государственных унитарных предприятий/4/.

В-третьих, определенная доля убыточных предприятий реально является финансово несостоятельной. Причинами такого положения были потеря конкурентоспособности, связанная с изменением структуры спроса и другими объективными факторами в новых условиях, а также субъективные обстоятельства — ошибки менеджмента, неподготовленность персонала к работе в изменившихся условиях. В случае если не будет найден путь выхода их таких затруднений, именно эта категория предприятий закроется.

В Мурманской области помимо действия указанных общих факторов, определяющих убыточность предприятий, существуют дополнительные, связанные с природно-экономическими особенностями региона. Прежде всего, это влияние удорожающих факторов, связанных с северными природно-климатическими условиями, а также относительная удаленность от экономических центров страны. Указанные особенности во многом определили преобладание убыточных предприятий в таких отраслях, как сельское хозяйство, ЖКХ, лесная и деревообрабатывающая промышленность (более 50% от общего числа предприятий этих отраслей). Из указанных отраслей предприятия сельского хозяйства и ЖКХ получают бюджетные субсидии, однако размер такой финансовой помощи не покрывает их убытки.

По оценкам специалистов, необходимость сохранения существующих предприятий сельского хозяйства в Мурманской области и финансовая помощь им вполне оправдана. Это объясняется тем, что масштабы сельскохозяйственного производства в области к настоящему времени сократились до минимально приемлемых уровней обеспечения населения свежей, наиболее биологически ценной продукцией сельского хозяйства, которая не может быть полноценно заменена привозной (свежее мясо, молоко, зелень). Необходимость сохранения определенной доли местного сельскохозяйственного производства, несмотря на его дотационность, обусловлена также соображениями продовольственной безопасности региона.

Иная, в отличие от сельскохозяйственных, ситуация с предприятиями ЖКХ. Пока такие предприятия находятся в государственной и муниципальной собственности и, как правило, являются монополистами на местных рынках соответствующих услуг. После перехода к практически 100-процентной оплате коммунальных услуг за счет населения действенным средством преодоления убыточности таких предприятий должно стать развитие конкуренции в отрасли путем стимулирования появления новых предприятий различных форм собственности. Такое направление предусмотрено осуществляемой реформой ЖКХ, однако в Мурманской области признаков повышения эффективности в отрасли пока не наблюдается: доля убыточных предприятий в этой отрасли возросла с 39% в 2000 г. до 65% в 2004 г., при общем числе предприятий близком к 100.

В целом же в области и стране появляется все больше предпосылок к тому, чтобы число и доля убыточных предприятий сокращалась. Этому будет способствовать ожидаемое продолжение экономического роста и повышение покупательной способности населения, а также улучшение институциональных условий деятельности предприятий, хотя последнее требует немало времени. 

Дидык В.В., ученый секретарь Института экономических проблем КНЦ РАН,
Рябова Л.А., зав. Отделом социальной политики Севера Института экономических проблем КНЦ РАН

 
Литература
1. Доклад об итогах социально-экономического развития Мурманской области за январь-июнь 2005 года.
Http://gov.murman.ru/reports/rep-026.shtml
2. Доклад Губернатора области «Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в Мурманской области» (10.05.2005г.)
https://gov.murman.ru/reports/gov-010
3. Васильев A.M. «Теоретические основы повышения эффективности рыбной отрасли на европейском Севере России». — Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН. 2004
4. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы — Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. — М.: Издательство «Олита», 2004

Журнал "СЕВЕР строительный" № 8-9 2005 г.

Еще статьи на тему "предприятий":

Интеграция рыбодобывающих предприятий - путь к повышению эффективности освоения морских биоресурсов

Новые национальные стандарты для предприятий общественного питания

Финансовое оздоровление дорожных предприятий Мурманской области

Встреча губернатора Марины Ковтун с руководителями теплоснабжающих предприятий Мурманской области

Актуальная проблема: Почему так много убыточных предприятий?

Совещание с руководителями предприятий агрокомплекса Мурманской области