О реализации проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» Печать

Встречи с руководителями крупных строительных организаций области с обсуждением задач по строительству социального жилья

Бережной Н. И., руководитель департамента строительства и ЖКХ Мурманской области

Доклад 06.12.2006 г. на совещании у Изотовой Г. С., зам.постоянного представителя Президента РФ по СЗФО

Уважаемая Галина Сергеевна, уважаемые приглашённые!

В ходе выполнения Плана реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» на территории Мурманской области разработаны и утверждены следующие подпрограммы:

• «Обеспечение жильём молодых семей Мурманской области» на 2006-2008 годы;

• «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы»;

• Региональная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» в 2006-2010 годы.

• Производится корректура региональной программы «Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы».

В настоящее время для разработки подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» сформирована рабочая группа. Ведется сбор и анализ информации, рассматривается необходимость и возможности включения отдельных муниципальных образований в реализацию данной подпрограммы.

Начато формирование сводного реестра земельных участков под жилищное строительство.

Участие Мурманской области в реализации этой подпрограммы на федеральном уровне планируется с 2008 года.

Проделана определённая работа по созданию нормативной правовой базы в развитие перечисленных программ.

Наряду с разработкой нормативной правовой базы, в целях организации взаимодействия между муниципальными образованиями и правительством Мурманской области в реализации национального проекта назначены ответственные за его реализацию лица, сформированы рабочие группы, ведется работа по подписанию соответствующих Соглашений и Планов по реализации национального проекта муниципальными образованиями. На сегодняшний день Соглашения подписаны пока с восемью муниципальными образованиями:

• г. Кировск с подведомственной территорией;
• г. Мончегорск с подведомственной территорией;
• г. Кандалакша с подведомственной территорией.
• г.Апатиты;
• г. Оленегорск с подведомственной территорией;
• г. Полярные Зори с подведомственной территорией;
• г.Мурманск;
• Терский район,

В остальных муниципальных образованиях данный процесс затянулся. Это отчасти объясняется вступлением в силу с 01.01.2007 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым в настоящее время в муниципальных образованиях происходит распределение полномочий, а также отсутствием соответствующих специалистов во вновь созданных муниципальных образованиях. Помимо обозначенных проблем, характерных, по всей видимости, для всех регионов, в Мурманской области существует ещё и проблема закрытых административных территориальных образований (ЗАТО), финансирование которых до этого года осуществлялось из федерального бюджета напрямую, поэтому механизм привлечения данных муниципальных образований к реализации национального проекта в составе области на сегодняшний день отсутствует.

Указанные проблемы не дают возможности в полном объёме спланировать наши действия в масштабах области, не позволяют определить необходимые размеры финансирования и их более эффективное использование.

Вместе с тем, несмотря на существующие организационные трудности, нами достигнуты определённые практические результаты по конкретным направлениям.

В пределах выделенных лимитов из числа граждан, выезжающих из Мурманской области, получателями сертификатов стали 164 очередника, получателями сертификатов из числа лиц, уволенных с военной службы, стали 9 очередников. Из числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица получили 1 сертификат, один сертификат находится в стадии оформления. Гражданам, признанным вынужденными переселенцами, выдано 4 сертификата.

Но на следующий год область получает из федерального бюджета только 37 млн. рублей; в то же время очередь составляет более 28 тысяч семей.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры

По итогам прошедшего конкурса по отбору субъектов РФ для участия в 2007 году в реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Мурманская область, к сожалению, не попала в число участников, финансируемых из федерального бюджета по данной подпрограмме. В состав сводной заявки от Мурманской области было включено пять объектов:

• «Расширение и реконструкция канализации (1 очередь) в городе Мурманске»;

• «Канализационные очистные сооружения в селе Ловозеро»;

• «3-я нитка водовода от озера Пермус до очистных сооружений города Оленегорска (1-й пусковой комплекс)»;

• «Реконструкция магистрального коллектора в пос. Зеленоборский»;

• «Водоводы в пос. Зеленоборский».

Суммарный заявленный объем финансирования из областного бюджета в 2007 году по перечисленным объектам составит 28,0 млн. руб.

Пользуясь случаем, хочу попросить Вас, Галина Сергеевна, оказать содействие по включению перечисленных объектов во внепрограммную часть федерального бюджета на 2007 год.

Правительством Мурманской области одобрена и направлена на утверждение в Мурманскую областную Думу новая редакция региональной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы».

Ведётся работа по подготовке к конкурсу среди муниципальных образований для реализации данной подпрограммы в 2007 году за счет областного и местных бюджетов. В проекте бюджета области на 2007 год на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры заложено 93 млн. руб.

Реализация данной программы на территории Мурманской области осуществляется в соответствии с РЦП «Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы», утвержденной правительством Мурманской области

С момента начала реализации данной программы по настоящее время переселено 565 семей (1096 человек). За 9 месяцев текущего года переселено 94 семьи (183 человека), при этом было снесено 3894,8 кв.м., площадь предоставленного жилья -3977,3 кв.м.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»

Кроме региональной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области» на 2006-2008 годы, приняты аналогичные муниципальные программы в городах Мурманск, Полярные Зори, Мончегорск, Оленегорск, Кандалакша, Апатиты и в Ковдорском районе.

В городе Мурманске уже в этом году начала реализовываться собственная городская программа, и до конца текущего года 22 молодые семьи улучшат свои жилищные условия.

Объем бюджетных средств, выделяемых в 2007 г. в области для реализации программы, -15,87 млн. руб., в т. ч. органами местного самоуправления - 3,35 млн. руб. Кроме того, планируем ещё свыше 28 млн. руб. внебюджетных средств. По итогам прошедшего конкурса предварительный размер средств федерального бюджета составляет 3 345 440 руб. Запланированное количество участников подпрограммы в 2007 году -70 молодых семей. При этом на сегодняшний день составлен и отправлен в Росстрой сводный список на 56 молодых семей.

Общее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий и вошедших в программу-499 молодых семей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта принята региональная программа «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области на 2006-2010 годы» (постановление Правительства Мурманской области от 30.03.2006 № 104-ПП/3). Она направлена на оказание государственной поддержки работникам бюджетной сферы в решении их жилищного вопроса. На территории Мурманской области программы ипотечного кредитования населения самостоятельно реализуют уже 15 коммерческих банков.

В настоящий момент ведется работа по подготовке к подписанию Соглашения о сотрудничестве правительства Мурманской области и банка КБ «Московский Капитал». На сегодняшний день в целом по Мурманской области зарегистрировано свыше 700 сделок по покупке жилья с использованием ипотечных кредитов.

В правительстве области проводятся встречи с руководителями крупных строительных организаций области с обсуждением задач по строительству социального жилья, освоению участков, выделенных для застройки.

Создана региональная комиссия по отбору муниципальных образований для участия в различных подпрограммах ФЦП «Жилище».
Областной Думой согласованы изменения в бюджете области на организацию и финансирование ипотечного агентства области.

В настоящее время объявлен конкурс на замещение должности директора областного Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.

Разворачивается работа по вопросам территориального планирования. Постановлением Губернатора Мурманской области образована Межведомственная комиссия по обеспечению разработки схемы территориального планирования области. Принято постановление Правительства Мурманской области «О разработке региональной целевой программы «Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Мурманской области на 2007-2010 годы». РЦП разработана, проходит последние согласования, и её рассмотрение планируется на ближайшем заседании правительства области.

Подготовлен и запланирован к рассмотрению в 1 квартале 2007 года в Областной Думе законопроект «О регулировании градостроительной деятельности в Мурманской области». В состав законопроекта включены разделы о территориальном планировании области, о региональных нормативах градостроительного проектирования, о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Нами готовится полный анализ по незавершённому жилищному строительству и оценка его общего количества по муниципальным образованиям. Только в 204 микрорайоне Мурманска ждут завершения более 84 тысяч м2 жилой площади, обеспеченных магистральными инженерными сетями.

Прошло несколько заседаний областной комиссии по реализации приоритетных национальных проектов, в том числе на них рассматривался и ход выполнения ПНП «Доступное и комфортное жильё - гражданам России». Эти и другие мероприятия должны обеспечить намеченные по Программе на 2006-2007 годы задачи, вошедшие в Соглашение Мурманской области с Минрегионом РФ.

Программа действий правительства Мурманской области по реализации приоритетного национального проекта «доступное и комфортное жильё - гражданам России"

Проблемы в реализации на территории Мурманской области ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»:

• отсутствие у муниципальных образований документов территориального планирования и генеральных планов, а также отсутствие финансовых средств на приведение данной документации в соответствии с требованиями и нормами Градостроительного кодекса;

• строительный комплекс области не в силах производить строительные материалы в необходимых объемах и требуемой номенклатуры. Это обусловлено прекращением деятельности ряда производственных мощностей, в т. ч. закрытием всех заводов крупнопанельного домостроения;

• дефицит финансовых средств в бюджетах муниципальных образований области на реализацию ПНП и недостаточное финансирование нацпроекта из средств федерального бюджета;

• недостаток в муниципальных образованиях структурных подразделений и специалистов для реализации ПНП и организации взаимодействия;

• отсутствие в ФЦП «Жилище» механизмов финансирования реконструкции, модернизации и капитального ремонта существующего жилищного фонда (например, в ЗАТО и городах Апатиты и Кировск);

• неудовлетворительное финансирование подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, установленных федеральным законодательством». Для удовлетворения нужд более чем 28 тысяч очередников необходимо каждый год выделять не менее 400-600 млн. рублей;

• недостаточное количество квалифицированных кадров по специальностям и профессиям строительной отрасли (архитекторы, инженеры-строители, проектировщики, рабочие-каменщики, монтажники, сварщики и т. д).;

• заниженный размер норматива стоимости кв. м. общей площади жилья, используемого для расчета размера государственной поддержки, оказываемой гражданам при улучшении ими жилищных условий. Также существует проблема вследствие установленного порядка, исключающего возможность дифференцированного оказания государственной поддержки установленным категориям граждан;

• продолжительность прохождения регистрации сделок купли - продажи жилья;

• необходимо также отметить проблему, связанную с предоставлением всевозможной отчётности. Мало того, что постоянно меняются инструкции по оформлению утверждённых форм, меняются сроки её предоставления и, помимо этого, постоянно растёт число «контролирующих» структур, желающих получить информацию. При этом устанавливаются сроки предоставления информации без учёта существующего порядка формирования государственной статистической отчётности, а зачастую и без учёта её отсутствия как таковой.

Также нельзя не обратить внимания на недопустимое количество всевозможных проверок. Очень часто происходит дублирование проверок: не успевают уйти одни проверяющие, как вслед за ними появляются следующие. В связи с этим возникает никому не нужная круговерть, отвлекающая от решения практических задач, а также никому не нужное бумаготворчество, позволяющее, видимо, кому-то продемонстрировать СВОЮ бурную деятельность.

Проверки:

• Контрольно-счётная палата - 2;

• Контрольно-ревизионное управление (КРУ) - 3;

• Контрольный департамент аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО -1;

• Областная Прокуратура-1. Запросы:

• Областная Прокуратура - 22;

• Госсовет-1;

• Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) -4;

• Федеральная регистрационная служба - 5;

• Государственная Дума РФ - 3;

• ФГУ «Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» при Росстрое РФ - 2;

• Аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО - 2;

• Федеральная миграционная служба - 2;

• Судебные запросы - 21;

• Минрегион-24;

• Минтопэнерго-2;

• Росстрой-19;

• Совет по развитию ипотечного жилищного кредитования СЗФО - 2;

• Общественное собрание при Президенте РФ-1;

• Федеральный лицензионный центр-2;

• Ассоциация Строителей России - 3;

• Федеральная служба охраны -1;

• МЧС-1.

Итого-117.

Вот Вам информация о численности проверок и запросов по вопросам реализации ФЦП «Жилище» за текущий год (примерно 240 рабочих дней на примерно 8-10 человек, занимающихся этими вопросами).

Дополнительно к этому существуют установленные Минрегионом формы отчётности 1 -ПС и 3-СГ (ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые; направляемые фельдсвязью) о выполнении сетевых графиков по реализации ПНП.

К этому следует добавить направление отчётов и работу по запросам различных органов законодательной и исполнительной власти - областных и муниципальных.

Предложения по совершенствованию работы по реализации национального проекта:

• выделить в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы решение проблемы переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда в отдельную подпрограмму;

• предусмотреть в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы механизм финансирования реконструкции, капитального ремонта и модернизации муниципального жилого фонда (проблема брошенного пустующего жилья), а также возможность финансирования объектов жилья, незавершенных строительством;

• рассмотреть возможность предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям из федерального бюджета для разработки документов территориального планирования;

• разработать и включить в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы подпрограмму, направленную на восстановление заводов крупнопанельного домостроения, модернизацию существующих и созданных новых производств по выпуску строительных материалов;

• в целях систематизации работы по предоставлению отчётности предлагаем рассмотреть вопрос об оптимизации количества контролирующих структур, сроков предоставления информации и количества показателей в целом, увязав это с установленным порядком формирования и предоставления государственной статистической отчётности. Обязать соответствующие структурные подразделения, расположенные на территориях субъектов РФ предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ информацию для формирования утверждённой отчётности (например, Управление Федеральной регистрационной службы должно предоставлять информацию о количестве оформленных сделок купли -продажи, в том числе с ипотечным обременением, с разбивкой по возрастным категориям и территориальной принадлежности).

Сложившаяся на рынке жилья в Мурманской области ситуация лишний раз подтверждает актуальность строительства нового жилья, что неразрывно связано с необходимостью модернизации существующих и созданием новых производственных мощностей по выпуску строительных материалов. Мы уже сегодня ощущаем нехватку мощностей по производству товарного бетона, испытываем трудности в обеспечении щебнем дорожного хозяйства области. При этом запасы сырья действующих карьеров находятся на исходе, а новые не разрабатываются, сегодня нередки случаи использования на строящихся объектах старого кирпича, что подтверждает наличие спроса на этот традиционный строительный материал.

Зависимость Мурманской области от ввоза строительных материалов отрицательно сказывается на рынке строительных материалов, поскольку спрос на данную продукцию постоянно растет, что автоматически подстёгивает рост цен на данную продукцию и инициирует рост цен на жильё в целом. Поэтому реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» необходимо увязывать с созданием производственных мощностей по выпуску строительных материалов с ориентацией не только на внутренний рынок области, но и с учётом возможной реализацией строительных материалов за ее пределами.

Поэтому мы обращаемся в адрес координационного Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе с просьбой: рассмотреть возможность размещения на территории Мурманской области новых производственных мощностей по выпуску цемента, керамического кирпича и других строительных материалов на основе отходов горнорудной промышленности Мурманской области и природных ископаемых Кольского полуострова. На сегодняшний день мы подключили к решению данного вопроса научный потенциал Кольского научного центра РАН. Нами прорабатываются варианты по увеличению производства щебня на территории области, исследуются возможности производства цемента и керамического кирпича.

В целях снижения стоимости жилья необходимо предусмотреть возможность предоставления земельных участков под строительство социального жилья без проведения аукционов.

Следует сократить сроки регистрации сделок купли - продажи жилья с использованием ипотечного кредитования до трех дней.

В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» необходимо рассмотреть возможность:

• увеличения финансирования программы в разы, примерно по 400-600 млн. рублей ежегодно (очередь - более 28 тысяч человек);

• увеличения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, используемого для расчета размера государственной поддержки на приобретение жилья участниками подпрограммы, приблизив ее к рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в субъектах РФ;

• дифференцированного предоставления государственной поддержки на приобретение жилья в зависимости от категории граждан.

Уважаемая Галина Сергеевна! Мы надеемся, что усилия, прилагаемые нами, и Ваша посильная помощь обеспечат нам выполнение приоритетного национального проекта на территории нашей области.

Содержание журнала "СЕВЕР строительный" № 12 2006 год

Еще статьи на тему "жилья":

Строительство жилья для каждой молодой семьи - приоритет города

Строительство жилья - локомотив экономики

Вопросы расселения аварийного жилья

Качество и безопасность жилья - в руках строителей

Решение жилищных вопросов - задача для собственников жилья

Общество поддержки собственников жилья НП «Паритет»