Часть 3 Четыре электростанции Печать

В 1978 году вводится первый блок на Печорской ГРЭС, имевшей огромное стратегическое значение

Четыре электростанции

В 1960-е годы правительством было принято решение о сжигании низкосортного топлива (торфа), для этого было решено построить четыре электростанции в Центре и на Северо-Западе России. Это Шатурская ГРЭС, Смоленская ГРЭС, Череповецкая ГРЭС и Псковская ГРЭС, каждая мощностью 600 МВт — три блока по 200 МВт.

Первой в 1972 году была введена Шатурская ГРЭС. Трест принимал участие в монтаже оборудования химводоочистки и мазутного хозяйства. Работы выполняло ЛМУ.

Череповецкая ГРЭС строилась в поселке Кадуй Вологодской области, где невозможно было набрать людей, так как все свободные трудовые ресурсы поглощал Череповец, в котором бурно развивались металлургия и химия. В 1975 году Череповецкий участок перебазировался в пос. Кадуй. Возглавил монтажное управление М. А. Меньшиков, главным инженером был В. В. Рудов, начальником ПТО — В. А. Прижимов, начальником турбинного цеха — Д. С. Соколов, начальником котельного цеха — В. М. Малявин. В монтаже первого блока участвовали несколько подразделений треста.

Монтаж машинного зала и котельного цеха кадуяне производили своими силами, с помощью Киришского монтажного управления, деаэраторную и бункерную этажерку монтировали рижане, хвостовую часть — ЛМУ, монтаж топливоподачи осуществляли работники из Эстонии, реагентное хозяйство и очистные сооружения — монтажный участок Северной ТЭЦ. Первый блок был пущен в 1977 году. На пуске Череповецкой ГРЭС выросли будущие руководители подразделений треста: В. М. Брежнев, Ю. И. Гусев, А. Н. Бугайчук, В. Б. Мельников, В. А. Прижимов, В. М. Малявин, Г. С. Арутюнян. Каждая новая станция, пущенная с нуля, давала новые имена талантливых руководителей, приобретался опыт строительства и монтажа, чего не мог дать ни один вуз.

В 1978 году вводится первый блок на Печорской ГРЭС, имевшей огромное стратегическое значение, а поэтому очень частыми гостями здесь были руководители Минобороны и Минэнерго. Трест загодя начал готовиться к работам на этом объекте. Учитывая, что станция находится за Полярным кругом — условия вечной мерзлоты, снежный покров до трех метров, — надо было иметь монтажную базу, которая позволяла бы работать круглый год, в две-три смены, в независимости от погодных условий.

Были приобретены и установлены два военно-полевых госпиталя, где хранилось все мелкое оборудование (арматура, опоры, подвески, небольшие металлоконструкции, трубы диаметром до 150 мм, детали турбины и механизмов и многое другое). Построена теплая сварочная мастерская, куда можно было подать блок и заварить его, сделать термообработку. Изоляцию и облицовку выполняли в специальном тепляке. Обе открытые сборочные площадки были разбиты на постоянные зоны, где хранилось и собиралось в укрупненные блоки основное оборудование. Площадки имели все энергетические разводки.

База была оборудована цистерной с жидким кислородом, емкостями сжиженного пропан-бутана, газификационной установкой. Все основное оборудование подавалось в зону монтажа, под мостовые и козловые краны. Участок был оснащен снегоуборочной техникой. Выполнены специальные пешеходные дорожки: сборочная площадка-главный корпус - вспомогательные сооружения. Оборудованы помещения для обогрева рабочих и приема пищи. На первом блоке также работали несколько подразделений треста: ХВО, мазутное хозяйство, где выполняли работы северодвинцы, деаэраторная этажерка, которую монтировали кольчане, турбогенератор — здесь трудились удомельцы.

Первым руководителем Печорского участка, который был в составе Сыктывкарского управления, стал Г. А. Абрамович. Котельным цехом руководил М. И. Липкин, машинным залом — Д. С. Соколов, сварочными работами — Б. А. Трок, главным механиком был А. А. Дьячук. Монтажными работами на первом блоке станции руководили Д. А. Заховаев и А. Я. Кузуб, которые постоянно бывали в г. Печоре. Огромную помощь в оснащении участка, комплектации ресурсами и людьми оказывал трест. На заключительном этапе монтажа огромную организационную работу на месте проводил заместитель управляющего трестом Анатолий Ефимович Быстров.

Пуск в декабре проходил очень тяжело, при устойчиво низкой температуре воздуха. Все же в самом конце декабря блок развернули и взяли нагрузку. Но 31 декабря столбик термометра опустился до минус шестидесяти и в связи с аварией на ЛЭП произошло отключение электроэнергии и полное обесточивание станции. Все силы в Новый год были брошены на спасение станции от размораживания. Возглавили эту работу Юрий Николаевич Корсун, тогда начальник Главцентроэнергостроя, управляющий Комиэнергостроя А. Г. Кириллов, главный инженер А. П. Симоненко, возглавлявшие работу станции Ильин, Львов, руководители треста «Комиэнергострой». Но вся тяжесть работ выпала на долю монтажников. Благодаря героическому труду и чудесам изобретательности рабочих и вышеперечисленных руководителей пуск первого блока не был сорван, блок смогли спасти от размораживания, снова развернуть, взять нагрузку и сдать в эксплуатацию.

Несмотря на то, что комплексное опробование блока прошло в январе, пуск был оформлен декабрем и утвержден заместителем министра энергетики и электрификации Ю. М. Непрашасом, так как он полностью доверял тресту «Севзапэнергомонтаж», с которым он непосредственно работал в Литве на пуске Литовской ГРЭС.

В 1960-е годы началось массовое строительство ТЭЦ на Северо-Западе страны. Было принято решение о централизованном теплоснабжении больших городов, с ликвидацией маленьких котельных, которых, например в Ленинграде, было свыше двух тысяч. Бурное развитие получили целлюлозно-бумажная (Сыктывкарский ЛПК, Светогорский ЦБК, Архангельский ЦБК), нефтехимическая (Кириши, Новгород, Мажейкяй, Череповец), металлургическая (Череповец, Тихвин, Пикалево) отрасли, которые полностью по своей технологии завязаны на теплоснабжении. Ежегодно ТЭЦ Севзапэнерго расширялись и вводились новые: Новгородская ТЭЦ — 1968 год, Архангельская — 1970 год.

В 1975 году сразу были введены три новых ТЭЦ — Северная, Каунасская и Рижская, в 1976 году — Северодвинская ТЭЦ-2, в 1979 году — Петрозаводская ТЭЦ, Мажейкяйская ТЭЦ, в 1980 году — Южная ТЭЦ в Ленинграде и ТЭЦ-ИРУ в Таллине.

Строительство новых ТЭЦ потребовало изменения компоновок главных корпусов, расположения оборудования, сокращения строительно-монтажных баз. Все это привело к резкому сокращению сроков строительства и монтажа и уменьшению удельных трудозатрат, позволило значительно снизить удельные капитальные вложения и как следствие стоимость строительства. Институтами ТЭП, «Оргэнергострой» был разработан проект ТЭЦ — ОГК (ТЭЦ — объединенный главный корпус), при этом в главном корпусе располагалось все оборудование, кроме мазутного хозяйства и БНС (береговой насосной станции).

Второй проект, который разработал ВНИПИЭНЕРГОПРОМ был ТЭЦ — ЗИГМ (ТЭЦ — Заводского изготовления газомазутная). Институт «Энергомонтажпроект» совместно с трестом «Севзапэнергомонтаж», генеральными проектировщиками, Ивангородским заводом КВО и Т разработали комплексные транспортабельные блоки (в железнодорожных габаритах), которые были уже с чистой изоляцией, с окожушиванием, с подключенными приводами от коробок СК, с агрегированными механизмами с двигателями. Очень эффективно монтировались блоки наружных эстакад: основания конструкций опирались на колонны, которые были складывающимися (на шарнирах), и при подъеме такого блока «ноги» сразу вставали в вертикальное положение и блок ставился на фундаменты.

На Северодвинской ТЭЦ эстакада длиной примерно в 450 метров была смонтирована, заварена, испытана, стыки заизолированы и окожушены всего за две недели. По проекту ТЭЦ ОГК трест смонтировал Северодвинскую и Таллинскую ТЭЦ, а по проекту ТЭЦ ЗИГМ — Каунасскую ТЭЦ. Остальные ТЭЦ строились по классическому проекту — в сборном железобетоне, с отдельно стоящими зданиями и сооружениями, которые требуются по технологии.

Особое место в развитии строительства ТЭЦ занимает ТЭЦ-ЭВС (электровоздушная станция) Череповецкого металлургического комбината. Ввод этой станции, которая входила в комплекс доменной печи № 5 производительностью 5000 млн тонн чугуна в год, считался важнейшей государственной задачей. Это была самая большая домна в мире, но сроки ввода несколько лет подряд срывались строителями.

Особенности строительства ТЭЦ-ЭВС:

Строительство на территории действующего металлургического комбината и как следствие этого стесненность и отсутствие железнодорожных габаритов для сборки и провозки блоков.

Практически полное отсутствие нормальных подъездных путей к главному корпусу как автомобильных, так и железнодорожных. Впервые в практике треста железнодорожный путь в главный корпус был расположен перпендикулярно подкрановым путям козлового крана.

Усиленная химводоподготовка, так как она обеспечивала весь комплекс домны № 5.

Котел, который рассчитан на работу нескольких видов топлива (коксовое, доменное, природный газ, уголь, мазут), был тяжелее по металлоемкости своего аналога в 2 раза.

В связи с тяжелой экологической обстановкой в городе котел имел сильноразветвленную хвостовую часть для очистки уходящих газов.

Жесткий контроль за ходом строительства комплекса осуществлялся со стороны ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Постоянно на стройке находились заместитель министра Минстроя СССР, заместитель министра Минмонтажспецстроя СССР Решитилов, первый секретарь Вологодского ОК КПСС В. А. Купцов.

За энергетическую часть отвечало Минэнерго в лице заместителя министра П. С. Сурова. Минэнерго поручило тресту «Севзапэнергомонтаж» быть ответственным за эту работу. Возглавил ее главный инженер треста Г. И. Поярков.

Каждый месяц на стройке бывали секретари ЦК КПСС В. И. Долгих, М. В. Зимянин, Б. Н. Ельцин.

Как и на других промышленных комплексах, где генподрядчиками выступали строители Минстроя СССР, делались попытки свалить вину за срыв мощностей на энергетиков.

Однако в Череповце это не получилось: трест смог сконцентрировать на площадке около 800 человек и за 6 месяцев ввести в строй 2 турбогенератора и 2 котла, опередив пуск домны на полгода. Череповецкая ТЭЦ-ЭВС была пущена в I квартале 1986 года. В монтаже оборудования участвовали: Северное управление, которое монтировало котел, во главе с главным инженером Н. Н. Космачёвым, ЛСМУ — вело монтаж двух турбогенераторов и всего оборудования машинного зала, этим потоком руководил главный инженер В. В. Пожарский; деаэраторную этажерку монтировали силами Прибалтийского монтажного управления во главе с Г.Р. Кушелем; химводоочистку монтировали силами Череповецкого МУ во главе с Г.С. Арутюняном; хвостовую часть котла монтировали архангельцы во главе с главным инженером Ю. М. Mapдером.

ТРЕСТ СЕВЗАПЭНЕРГОМОНТАЖ 60 ЛЕТ